Необязательно заранее составлять
маршрут. И можете отключить GPS.
Может быть, вы не попадете туда, куда
собирались, но обязательно попадете
туда, где красиво. Потому что здесь не
бывает по-другому! Вы — в Тоскане.
Первая
остановка — Вуонконвенто (Buonconvento).
Оказался не
просто «по дороге», а буквально «на
дороге», да еще и с бесплатной парковкой
под самым носом. Трудно проехать мимо!
Крепостные стены, опоясывающие город,
кажутся какими-то театральными
декорациями, нет в них ни мощи, к которой
привыкаешь после Вольтерры, Сан
Джиминьяно, Монтериджони, ни
величественности. Они выглядят не
неприступными, а декоративными. Хотя
построили их (в тринадцатом веке!) явно
не для красоты.
Как и многие другие
города, Буонконвенто обязан своим
развитием паломнической тропе виа
Франчиджена (о ней тоже будет). А до этого
Буонконвенто был рынком при замке
Персенна, расположенном неподалеку.
Название города в переводе с латинского
(bonus conventus) означает «счастливое сообщество»
или что-то в этом роде. Но главное, чем
знаменит Буонконвенто — здесь в 1313
году скончался император Энрико (Арриго
VII).
То ли отравленный во время причастия
собственным духовником, то ли — и в это
верится больше — от приступа малярии,
которой заболел во время возвращения
с коронации в Риме. Кстати, чтобы составить
некое представление о темпах передвижения
в те времена, приведу некоторые даты
похода: 9 октября 1310 года Арриго выступил
в поход из Берна, его сопровождало
небольшое войско, а также придворные,
прислуга, священники и монахи, всего от
300 до 500 человек. 7 мая 1312 года (!) был
коронован в Риме, на обратном пути
оказался вовлеченным в распри между
гвельфами (сторонники Папской власти)
и гибеллинами (сторонники императорской
власти), заложил первый камень крепости
Поджо Империале (современный Поджибонси)
и заболел малярией. Тяготы похода
усугубили болезнь, не помогли ни
термальные ванны, ни молитвы, и 24 августа
1313 года император скончался в церкви
Сан Пьетро, в Буонконвенто. Но мне
Буонконветно больше всего запомнился
тем, что какая-то старушка бросила нам
из окна шоколадку, а потом посетовала,
что живет она одна, сын далеко и приезжает
редко, и она очень жалеет, что родила
всего одного ребенка.
Чтобы потом
устроить привал с видом на Валь-д-Орчу,
можно закупить мортаделлы и пекорино
в супермаркете через дорогу.
Следующая
остановка (она же — цель нашей поездки)
идеальный город Пьенца. Впрочем, вы
можете поступить иначе и остановиться
и в Monteroni d'Arbia
(средневековая
мельница, больше похожая на крепость,
впрочем, это не редкость для 13-14 веков),
и в Asciano (башня,
церковь, фонтан, дворец, но главное —
знаменитые пейзажи — сиенские Крете
(то есть глиняные холмы) - очень непривычный
для Тосканы ландшафт, но вполне объяснимый
геологический феномен: каланки - глубокие
овраги эрозионного происхождения и
бьянкане - белесые купола, лишенные
растительности. И цвет, и отсутствие
растительности объясняется большим
количеством солей в почве. Даже ко всему
привычные оливы здесь не растут. Из-за
солей, а не потому, что это охраняемый
природный ландшафт, меняющий, как
хамелеон, цвета в зависимости от освещения
и вызывающий восторги фотографов. Раньше
эти похожие на пустыню пустоши не
нравились даже путешественникам, что
уж говорить о местных крестьянах... Так
что остановок может быть сколько угодно!
Главное во время заметить местечко на
обочине, где можно встать (поэтому не
гоните!) и сфотографировать - там такие
виды!!!
Пьенца.
Идеальный
город, построенный по желанию папы Пия
II на
месте захолустного местечка Корсиньяно
- месте его рождения. Папа говорил так:
когда я был Энео Сильвио — никто обо
мне и не вспоминал, а с тех пор как я папа
— я всем дядя! У меня сам город особых
восторгов не вызвал. Да, чуть более
«упорядоченный», чем большинство
итальянских средневековых городов, с
грандиозным дворцом Пикколомини, как
будто перенесенным сюда из Флоренции
— не по масштабу города такой огромный
дворец.
Но вот панорама... Даже если вы
оставите машину далеко от центра, нет,
не так — парковаться надо далеко от
центра, чтобы не упустить великолепную
прогулку с видом на долину реки Орча -
Наследие ЮНЕСКО, кстати.
Эта панорама
«наполняет сердце и освобождает голову»
- чистая правда! Во дворец Пикколомини
мы не пошли — там экскурсии по расписанию,
и предыдущая только что ушла. Жалею
только, что не попали в сад — он является
частью дворца, окружен с трех сторон
высокими каменными стенами, сплошь
увитыми плющом и иначе как через дворец
в сад не попадешь. Размеры у него
наискромнейшие, простая планировка
(Ренессанс!) и главной достопримечательностью
сада являются не лавровые деревья,
подстриженные в форме зонтиков, не
фонтан в центре, а опять-таки великолепный
вид на долину.
А вот мнение о Пьенце Павла
Муратова: «Пьенца — совершенная сказка
в ее прошлом и в настоящем. Гуманистический
папа Пий II, он же Эней
Сильвий Пикколомини, родился здесь в
селении, носившем название Корсиньяно.
Мановением папского жезла, не менее
чудодейственным, чем если бы то была
магическая палочка, он превратил бедное
Корсиньяно в великолепную Пьенцу, всю
сразу выстроенную одним из верных
последователей великого Альберти,
флорентийцем Бернардо Росселино. На
маленькой пьяцце стоишь здесь среди
зданий, которые кватроченто воздвигнуло
с такой же мгновенностью, с какой наше
время умеет ставить разве только
театральные декорации.
Бернардо Росселино окружил свою
пьяццу с четырех сторон всем, что было
нужно Энею Сильвию: епископством,
собором, палаццо Публико и дворцом
Пикколомини. На углу этого последнего
поставил он прелестный колодец с
архитравом на двух колонках, как в
Монтепульчано. Но Пьенца в общем не
похожа на Монтепульчано, здесь все на
пятьдесят лет раньше, все ближе к
Флоренции или Сьене, и самый материал
построек здесь иной, коричневый,
насыщенный золотистостью камень,
прерывающийся иногда алым сьенским
кирпичом. В архитектуре Бернардо
Росселино остается послушным альбертиацем,
не избавленным, однако, как все флорентийцы
середины 15 века, от готических
реминисценций. Фасад палаццо Пикколомини,
фасад и план Дуомо, спутанные эклектизмом
самого Пия, вмешавшегося в постройку,
не принадлежат к числу архитектурных
чудес. Но прелестны и гармоничны во
дворце Пикколомини двор и в особенности
лоджия в три этажа, открывающаяся прямо
на исполинский треугольник Монте Амиата,
залитый к закату солнца изумительной
голубизной.
Не какие-либо отдельности дороже
всего в Пиенце. Где еще можно найти такое
волшебное в своей целости, в своей
сохранности видение подлинного
кватроченто? С ощущением, похожим на
сон, стоишь на этой «воображаемой»,
несмотря на всю ее реальность, площадке,
проходишь по улице, прорезанной
несколькими щелями переулков с именами
del Baccio, dell'Amore, вступаешь
в собор, где нетронутым золотом сияют
старые сиенцы, Маттео, Сано, Веккиетта
— какой-то особенно интересный на этот
раз. Всматриваясь в подробности зданий,
видишь, что здесь уцелело все то, что
исчезло везде, кроме вымышленного Пием
города, чего не найдешь даже в столь
милостиво пощаженной временем Сиене,
- каждый герб Пикколомини с пятью
полуколоннами, каждая буква коммомеративной
надписи, фонари на домах, решетки в
окнах, кольца для привязывания лошадей
и подставки для факелов в стенах дворцов.
Я не знаю, как можно было бы
прожить в Пьенце даже несколько дней.
Это не город, но тень города, тем более
поразительная и жуткая, пожалуй, чем
более сохранно в ней все, из чего слагалось
некогда его бытие. Не обязывают ли эти
по волшебству воздвигнутые и чудом
уцелевшие стены к каким-то нестерпимым
чувствованиям и неестественным позам,
к какому-то выходу из своего я и из своего
века всякого, кто решился бы провести
среди них месяц, неделю!
Из
Пьенцы можно заехать в Сан Квирико
д-Орча (San
Quirico d'Orcia) и
полюбоваться садом Horti
Leonini — образец
классического итальянского сада.
Формальный Нижний сад окружен стеной
и живой изгородью из стриженных каменных
дубов. В центре композиции — статуя
Козимо III
Медичи. Дорожка,
симметрично разделившая формальный
сад надвое, ведет к лестнице, являющейся
границей с «диким» садом. Несколько
извилистых дорожек внутри дубовой
рощицы ведут к расположенной в центре
небольшой лужайке.
Bagno Vignoni. Центральная площадь города.
Ничего рассказывать не буду,
кроме того, что здесь Тарковский снимал
«Ностальгию». Понимаю, пустой бассейн
был необходим Тарковскому в качестве
символа. Но мне кажется, что наполненный
бассейн гораздо живописнее пустого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий